НПП «МЕРА» – оснащение автоматизированными измерительно-управляющими системами испытательных стендов № 1, 5 ОАО «Авиадвигатель»
Летом 2012 года в ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь) Научно-производственным предприятием «МЕРА» введены в эксплуатацию два новых стенда для испытаний авиационных двигателей: закрытый стенд № 1 и открытый стенд № 5 .
Оба стенда оснащены новейшими автоматизированными системами измерений, управления и обработки параметров «Парус-М1» и «Парус-М5», соответственно.
Автоматизированные системы «Парус-М1» и «Парус-М5» – это комплексные системы испытаний авиадвигателей, спроектированные и произведённые Научно-производственным предприятием «МЕРА» при участии специалистов ОАО «Авиадвигатель». Масштабные многофункциональные системы были созданы в сжаты сроки, что было обусловлено необходимостью выполнения программы создания перспективного авиадвигателя ПД-14. При проектировании системы, как и при разработке всего комплекса оборудования испытательных стендов, были использованы современные технические и технологические решения в области испытаний авиационных двигателей, сбора, обработки, передачи и хранения информации. Создаваемые НПП "МЕРА" системы автоматизации испытаний – это открытые системы, дающие возможность масштабирования путём наращивания аппаратных средств и создания дополниетельных функциональных программных модулей.
Исполнение комплексов оборудования и аппаратно-программных средств автоматизированных систем стендов адекватно аналогичным системам, установленным на испытательных площадках ведущих мировых производителей авиационных двигателей.
«Парус-М1» и «Парус-М5» – измерительно-управляющие системы, каждая из которых состоит из нескольких подсистем, интегрированных в единый комплекс аппаратно-программных средств.
Автоматизированная система «Парус-М» позволяет централизованно подготавливать и проводить испытания, одновременно регистрируя множество параметров работы двигателя и технологических подсистем стенда, наблюдать за происходящим в зоне испытаний, хранить и обрабатывать полученные в ходе эксперимента данные, выдавать экспериментальные данные на удалённые рабочие места через локальную информационную сеть предприятия.
В состав системы «Парус-М» входят следующие подсистемы:
- Подсистема автоматизированного управления режимами работы двигателя с возможностью "ручного" задания режима с помощью РУД (рычаг управления двигателем);
- Подсистема измерения медленноменяющихся давлений (более 650 каналов). В подсистеме впервые применены сканеры давлений MIC-170 производства НПП «МЕРА»;
- Подсистема измерения температур (более 1200 каналов), основанная на сканерах температур MIC-140.
Применение сканеров температуры и давлений, устанавливаемых на раме адаптера в непосредственной близости от мест отбора замеров параметров двигателя, повышает достоверность результатов измерений, значительно сокращает количество и длины кабелей связи и пневмомагистралей;
- Подсистема измерений вибраций и пульсаций давления (более 70 каналов с частотой дискретизации до 216 кГц/канал при 24-битном АЦП), состоящая из комплексов MIC-553 c «быстрыми» модулями АЦП MX-224 и комплексов MIC-236 RXI c усилителями заряда ME-230;
- Подсистема измерения динамических напряжений лопаток (более 200 каналов с частотой дискретизации до 216 кГц/канал при 24-битном АЦП) на базе MIC-553, оснащённых тензомодулями АЦП MX-340;
- Подсистема технологических и стендовых замеров (более 400 различных каналов). Базируется на комплексах MIC-036R с модулями MC-114, MC-227, MC-201, MC-451, MC-212, MC-405.
- Подсистема видеорегистрации в составе четырёх поворотных Full HD видеокамер и сервера видеорегистрации;
- Многоуровневое программное обеспечение.
В качестве регистраторов параметров на станциях сбора данных используется ПО MR-300 и Recorder. Кроме того, ПО Recorder используется в качестве SCADA системы наряду со штатной системой «Парус»;
- Система управления сеансом испытаний на основе ПО «rcPanel» разработки НПП «МЕРА». Система позволяет централизованно управлять процессом регистрации данных, отслеживать состояние станций сбора данных, контролировать процесс синхронизации информации со стендовой базой данных;
- Система хранения информации (база данных), обеспечивающая быстрый индексированный доступ к результатам испытаний с рабочих мест как стенда, так и предприятия в целом с использованием высокопроизводительных технологоий ORACLETM;
- Данные измерений обрабатываются ПО WinПОС, для чего используется сетевая версия программы с возможностью подключения к стендовой базе данных результатов испытаний.
Программное обеспечение позволяет просматривать записи с системы видеорегистрации, синхронизированные с результатами измерений;
- Система синхронизации на базе модулей ME-020В8 и сервера единого времени Lantime M600 обеспечивает привязку всех подсистем к единому времени по протоколу IRIG-B;
- Для передачи информации на большие расстояния на открытом стенде № 5 применяются оптические линии связи.
10 июня 2012 г. на стенде №1 состоялся первый запуск «надежды» российского авиапрома, двигателя-демонстратора ПД-14 .